Ремонтные хомуты для труб: разновидности, особенности монтажа

Автор: | 13 ноября 2023

Ремонтные хомуты для труб: разновидности, особенности монтажа

Металлический или пластиковый хомут для труб: всем известно это механическое приспособление для крепления не только труб, но и самых разнообразных деталей, узлов и элементов конструкций. Кроме того, хомуты для трубопроводов находят применение при уплотнении технологических отверстий путем закрывания их подходящими материалами (с уплотнением резиновой прокладкой, металлическими или силиконовыми манжетами), а также трещин в трубах, транспортирующих всевозможные жидкости. Дальнейшая эксплуатация отремонтированных таким способом повреждений в промышленных трубных магистралях показала, что такая «заплатка» выдерживает давление до 30 Бар.

Муфты, или ремонтный хомут для труб, могут много раз применяться в трубопроводах из разных материалов. Ремонтные хомуты, или, как их еще называют, муфты для труб, используют для работы с трубопроводами из любого материала: чугуна, стали и ее сплавов, цветных металлов, полиэтилена и пропилена, металлопластика и асбестоцемента. Заводской или самодельный хомут для ремонта труб помогает устранить такие повреждения, как: трещины или надломы в теле сантехнических и других труб, микроскопические игольчатые сквозные отверстия в металлических изделиях, каверны как последствия сварочных работ, отверстия, появившиеся вследствие коррозии металла, механические ударные отверстия.

виды хомутов для труб

Достоинства аварийных муфт:

  1. Простой и быстрый монтаж по месту повреждения;
  2. Быстрая герметизация зоны повреждения;
  3. Дешевизна изделия и работы с ним, экономия на себестоимости ремонтов;
  4. Автономности применения: накладывая хомут ремонтный для труб водоснабжения на отверстие, не нужно отключать всю магистраль;
  5. Надежность и длительный срок эксплуатации муфтовой заплатки.

Разновидности и характеристики изделий

Ремонтные хомуты для труб большого диаметра изготавливаются из стали (в том числе и без антикоррозийной защиты, из оцинковки и из нержавейки) или чугуна, обжимные хомуты для труб маленького диаметра могут изготавливаться также из пластика.

Дополнительные виды хомутов для труб и их состав:

По типу крепежа ремонтные муфты для любых цилиндрических изделий стандартными, одно- и двухсторонними, двух- или трехсоставными. Последняя разновидность предназначена для ремонта изделий большого диаметра. Кроме этих разновидностей, ремонтный хомут на водопроводную трубу предоставлен отдельным комплектом для трасс большого диаметра из металлов — 150 мм и больше.

Читать статью  Муфты (ГОСТ 8966-75, ГОСТ 8954-75 и ГОСТ 8957-75)

Обжимные металлические хомуты для ремонта состоят из следующих деталей:

  1. Бандаж обжимной из оцинкованной, углеродистой или нержавеющей стали толщиной 1-2 мм;
  2. Манжета каучуковая или резиновая для уплотнения отверстий. Самая распространенная марка ячеистой резины для манжеты — 6429-8,10,11,13-ВАЛ;
  3. Метизы бандажного крепления изготавливаются также из оцинкованной, углеродистой или нержавеющей стали. Нормативный рабочий напор на обжиме в месте ремонта трубы при помощи хомута – 6-10 Атм, рабочая среда – неагрессивные жидкости, воздух или инертные газы. Нормативная рабочая температура, которые выдерживают обжимные металлические бандажи: -20 0 С/+60 0 С. Хомут для водопровода, газопровода или любой другой трубной магистрали имеет стандартный диаметр 15-1200 мм. Отдельным комплектом идут ремонтные хомуты для водопроводных труб больших диаметров.

Ремонтный обжимной хомут для заделки чугунных, металлических, полиэтиленовых, полипропиленовых, металлопластиковых или асбестовых труб обладает бо́льшими достоинствами при ремонте повреждений, чем другие приспособления, методы и материалы. Даже для обжима хрупкой чугунного цилиндрического изделия чаще всего используют именно металлические муфты.

Для проведения ремонтных работ муфтами не нужна помощь специалистов – при желании любой человек, без опыта и специальных инструментов, может справиться с таким ремонтом. В ходе работ эти крепежные детали могут использоваться для соединения изделий из разных материалов. При креплении бандажа на металлическую систему хомуты намного продлевают время службы любой трубной магистрали – газовой, водяной (трубы холодного или горячего водоснабжения), отопительной, канализационной, и т.д. Металлические соединения выдерживают любые температуры рабочей среды в трубах. И, хотя хомут можно изготовить и самостоятельно, профессионалы все же рекомендуют приобретать их у зарекомендовавших себя на рынке компаний-производителей.

Особенности монтажа

Хотя монтаж хомута на любою трубу – дело простое и быстрое, существует определенная последовательность таких ремонтных операций:

  1. Муфтовая конструкция обкручивается по окружности трубы, а местоположение скрепляющего метиза должно находиться на противоположной от ремонтируемого отверстия части трубы;
  2. Далее на муфту устанавливаются гайки, которые должны плотно прилегать к телу трубы. Качество и надежность крепления приспособления на зону аварии зависит от материала, из которого сделана крепежная муфта, и конструктивной прочности самой детали. Важным элементом при ремонте является способ сопряжения крепежного узла и остальной системы;
  3. Закрепленный на месте аварии хомут не меняют, если он сам не прохудился. Такая ремонтная муфта может прослужить так долго, сколько и сам трубопровод. Поэтому часто экономически намного выгоднее отремонтировать трубопровод при помощи хомутов, чем заменять отрезок трассы, особенно, если трубы уложены под землей;
  4. При выборе муфты нужной конструкции и размера для ремонта конкретного участка трубной трассы необходимо принимать во внимание степень и размеры повреждения. На разные аварийные участки могут устанавливаться приспособления из разных материалов — стальные, пластиковые и другие муфты, и, если правильно подобрать размер и материал, то муфта максимально эффективно устранит аварию и прослужит так же долго, как участки без повреждений.
Читать статью  Противопожарная муфта: защитный элемент водопроводных и канализационных труб

Металлический или пластиковый ремонтный хомут представляет собой полузамкнутую манжету с винтовой или болтовой стяжкой. Элементы муфтовой конструкции обжимаются стягивающим болтом или несколькими болтами – это зависит от ширины аварийного участка и самой ремонтной муфты. Диаметр хомута выбирается по диаметру трубной магистрали, чтобы герметичность ремонтируемого участка была как можно выше.

Эта технология крепления муфт на трубы считается наиболее простой, доступной и универсальной. Но бывают моменты, когда даже такая несложная операция требует профессиональных навыков, и выполняется не так, как предусмотрено нормативами:

  1. Технология устойчивого крепежа. Этот метод назвали устойчивым, потому что приспособление надевается и затягивается на неподвижном месте трубы, которое впоследствии не предполагается перемещать или еще как-то деформировать. Такой метод крепления чаще всего выполняется в непосредственной близости от точки раструба на корпусе трубы – в месте соединений магистрали ее обычно не предполагается смещать. Устойчивый крепеж — это возможность использования бандажей разных форм и конструкций, что создает наиболее прочное соединение.
  2. Технология плавающего крепежа. Чугунные или стальные изделия закрепляются на месте аварии с немалыми трудностями, но муфты из пластика требуют приложения меньших усилий. Муфты из полимеров подбираются на диаметр больше, чтобы эффективное усилие затягивания хомута проявилось в наибольшей степени.

Металлические и пластиковые хомуты

Монтаж и наращивание магистрали из труб происходит с использованием всевозможных крепежных элементов, переходников, поворотов, углов и метизов. Это же разнообразие относится и к набору ремонтных хомутов. Аварийный участок может появиться в любом месте трубопровода, поэтому конструкции и формы хомутов и бандажей дают возможность использовать их при любых поломках трассы, в любом месте и для трассы любой сложности.

В то же время сам хомут из пластика, стали или чугуна может неподвижно крепиться к строительной конструкции, но делать это рекомендуется только в отапливаемом помещении. В холодных помещениях и на улице ремонтные муфты рекомендуется устанавливать на трубах только по технологии плавающего крепежа с эластическим бандажом, чтобы перепады температуры не ослабляли крепеж.

Читать статью  Установка стальных обжимных соединительных и регулировочных муфт

Дополнительно усилить место накладывания бандажа на отверстие в трубе и закрепление его пластиковым или металлическим хомутом можно использованием муфт с острыми шпильками. Например, закрепить полипропиленовый трубопровод к стене рекомендуется на расстоянии между хомутами ≤ 2 метров, а трубы из пластика рекомендуется закреплять с шагом между муфтами 1-1,5 метра.

Самодельные металлические хомуты

При отсутствии промышленных изделий или невозможности их закрепить в силу конструктивных особенностей места аварии часто применяют самодельные хомуты, сделанные из подручных материалов, что называется, «на коленке». Это простейшие крепления, которые позволяют хотя бы на время избежать аварии или устранить неисправность. Чаще всего на дырявую трубу накручивают резиновую ленту, а место аварии обматывают сверху проволокой или веревкой. Такую резину берут из противогаза, автомобильной или велосипедной камеры, и т.д. Подойдет даже аптечный резиновый жгут, который впоследствии меняют на заводское муфтовое изделие.

металлический самодельный хомут

Но такие самодельные приспособления разрешено использовать не везде и не всегда:

  1. Нельзя накладывать такие жгуты на криволинейных отрезках трубопроводов, а также с наружной стороны;
  2. Нельзя обматывать резиной трубы диаметром ≤ 350 мм;
  3. Длина ремонтируемого отрезка трубы ≤ 200 мм;
  4. При разрыве трубопровода на стыке расстояние между торцами соблюдается ≤ 10 мм, а осевое отклонение ≤ 3 градусов;
  5. Если под бандажом хомута предполагается спрятать ≥ 50% ремонтируемого участка, то хомут крепить нельзя – этот участок ремонтируют укладкой новых труб.

Ремонтные трубные хомуты даже в современном строительстве – это наиболее быстрое решение при устранении неисправностей и аварий трубопроводных магистралей с рабочей средой, не превышающей температуру 65 0 .

https://gidpotrubam.ru/fitingi/homuty-dlya-trub

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *